«Что день грядущий мне готовит?» — с ужасом восклицаете вы словами пушкинского героя, сравнивая предстоящее собеседование с дуэлью… Конечно, хочется, чтобы выбор нанимателя пал на вас, но, увы, не всегда получается так, как мы желаем, тем не менее это не повод заниматься самоистязанием. Однако полезно хотя бы приблизительно знать, что вас ждет на встрече с работодателем. Давайте попробуем представить такой разговор и рассмотреть возможные варианты развития событий. Предварительные собеседования очень часто проходят… по телефону. Ведь претендентов на понравившуюся вам вакансию может оказаться много, и менеджер по подбору персонала сразу отсеивает неподходящие кандидатуры. Поэтому, перед тем как звонить по выбранному объявлению, положите перед собой резюме, паспорт и диплом (или дипломы). Обязательно приготовьте ручку и бумагу, чтобы записать имя того, кто беседует с вами, а то от волнения вы можете моментально забыть, как представился человек на другом конце провода. А навязчивый мысленный вопрос «Как, она сказала, ее зовут: Карина Степановна или Ирина Ивановна?» будет сильно мешать сосредоточиться. Естественно, нужно записать адрес фирмы-работодателя и другие необходимые сведения. Говорите бодро, четко и внятно, чтобы у собеседника возникло убеждение, что вы подходящая кандидатура.
По своей журналистской практикезнаю, как трудно написать хорошее интервью, ведь это зависит от того, удастся ли построить разговор так, чтобы человек раскрылся как личность за очень небольшой промежуток времени. Да еще чтобы при этом был интересен или сообщил нечто, способное задеть читателя за живое. Но у известных людей, как правило, не просто мало, а очень мало времени, поэтому спрашиваешь только о самом главном и к беседе тщательно готовишься: заранее стараешься найти максимум информации о самом герое, его взглядах, биографии, деятельности, разработать проблематику и тематику материала. Короче, на встречу приходишь с практически готовым вариантом (или даже вариантами) интервью. Так и перед собеседованием необходимо многое предусмотреть. Вы просто обязаны как можно больше узнать о компании, в которой хотите работать.
Идеальный вариант — поискать сведения в Интернете. Не исключено, что привлекательная на первый взгляд компания после изучения ее деятельности в Сети может вам резко разонравиться. Например, мой сосед хотел устроиться в фирму Z, занимающуюся импортом продовольственной продукции, но опубликованные в Интернете статьи, в которых упоминалось название этой организации, его, мягко говоря, несколько озадачили, и он передумал идти на собеседование. Как впоследствии выяснилось, правильно сделал…
В общем, стоит хотя бы иметь представление о роде деятельности той организации, в которую вы стремитесь устроиться. Известно, что артисты нередко, если им предстоит работать на незнакомой сцене, приезжают заранее — чтобы освоиться, привыкнуть. Возьмите этот прием на вооружение. Даже если у вас будет десять минут перед встречей с нанимателем, чтобы осмотреться и немного успокоиться, уже хорошо. Иногда сложно рассчитать, сколько времени понадобится, чтобы добраться до нового места. Опаздывать на собеседование никак нельзя, и не только из-за того, что это неприлично, просто вас могут не принять, а то и буквально за пять минут до вашего прихода остановить свой выбор на другом кандидате. Отсюда правило: приходить на собеседование нужно хотя бы на несколько минут раньше, чтобы отдышаться и привести себя и свои мысли в порядок.
Если вы очень волнуетесь, то по возможности совершите «пробный визит» — поезжайте накануне или дня за два и проверьте, сколько времени затратите на дорогу. Кроме того, инкогнито вы сможете подсмотреть, как в этой компании принято одеваться и общаться. Подобным образом поступила одна моя знакомая, которая простояла «в ожидании Годо» у проходной полчаса. На следующий день менеджер по подбору персонала сказал: «Я вас, кажется, уже где-то видел!» И отнесся к ней, будто к знакомой. Стеснительная дочка этой женщины перед собеседованием не последовала примеру матери, а послала разузнать все свою бойкую приятельницу — начинающую журналистку. Ей удалось не только выяснить про дресс-код, но и раздобыть много другой очень полезной для соискательницы информации, которую никак не получишь из официальных источников. Так что пользу подобной разведки нельзя недооценивать. Можно, конечно, найти кого-то, кто работает или работал на данном предприятии, но, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Итак, вопросы, связанные с дорогой и дресс-кодом, решены, теперь перейдем к возможным вариантам самого собеседования.
Представьте себе, что вы входите в офис (предприятие, учреждение), говорите, допустим, охране или секретарше на ресепшене, что вы пришли на собеседование к Иванову Ивану Ивановичу, направляетесь к указанной двери, узнаете, где можно оставить верхнюю одежду, — и вот вы в кабинете. Если вам сразу не предложили стул, не спешите плюхнуться в первое попавшееся кресло — спросите, где вам все-таки можно присесть. В моей практике был случай, когда менеджер по подбору персонала после беседы провела меня в кабинет владельца компании. Тот говорил сначала по телефону, затем по селектору и скайпу, при этом умудрялся смотреть на монитор и печатать. Все это время мы стояли… Только улучив минутку, руководитель вежливо извинился. Потом сослался на занятость, на секунду задержал на мне взгляд, кивнул и, услышав очередной телефонный звонок, помахал нам с менеджером по подбору персонала рукой. Оказалось, мне еще очень повезло, что я вообще его видела, так как не все сотрудники удостаивались чести лицезреть Самого. Специально привожу специфические примеры, чтобы вы были готовы к любому варианту развития событий.
В 80 случаях из 100 первым вопросом звучит дежурное «Легко ли вы нас нашли?» или что-то в этом роде. О том, что вы сюда уже ездили и засекали время, чтобы впоследствии не опоздать, говорить не стоит, так как никто в вашей откровенности в данный момент не нуждается. Учтите, вы пока гость, а интервьюеры — хозяева, им и вести данное мероприятие. Вы в этом случае ведомый. Не навязывайте свои правила игры, не перебивайте говорящего, не пускайтесь в воспоминания о детстве и юности. И не вздумайте расспрашивать с пристрастием о деятельности фирмы типа «слышал, у вашей компании большие проблемы с налоговой инспекцией…» Вот этого не надо! Спрашивают — отвечайте, не спрашивают — молчите.
Также не путайте собеседование с соблазнением, что часто, к сожалению, происходит не только с юными девушками и слишком уверенными в себе молодыми людьми, но и с умудренными опытом товарищами. Например, одна милая дама, далеко за 30, на встречу с работодателем надела столь неприлично короткую юбку, что даже смотреть на нее было неловко. Будьте консервативнее в подборе гардероба. Другой кандидат к каждой своей фразе добавлял: «Ну вы понимаете, о чем это я» и «Когда мы ближе с вами познакомимся…» Следите за своей речью, не позволяйте себе произносить двусмысленные фразы.
Собеседование могут проводить как опытные в подборе кадров специалисты, так и дилетанты, то есть люди, не владеющие техникой ведения интервью. Мне как-то рассказали случай, когда начальник отдела кадров, военный в отставке, три часа беседовал с соискательницей, буквально всю душу из нее вынул, даже задал вопросы-табу о религиозной принадлежности, сексуальной ориентации и национальности. А непосредственный руководитель отдела за десять минут проверил способности девушки на практике и отклонил ее кандидатуру. В общем, по-разному бывает. Но осторожность следует проявлять в беседе и с теми, и с другими.
Дилетант либо действует по одному ему известному плану, либо придерживается вашего резюме и вопросов по специальности. Это уже легче, так как к прямому допросу вы, надеюсь, хорошо подготовлены. Наверняка, составляя резюме, вы тщательно продумали и спорные моменты вашей трудовой биографии (если они есть), и совпадение должностных требований с вашими профессиональными качествами, и многое другое.
У специалистов может быть своя методика проведения собеседования с проверкой на стрессоустойчивость, каверзными вопросами и «вызовом на откровенность» типа «cкажите, положа руку на сердце, ведь вы ушли с предыдущего места работы из-за вашего начальника?» Не ловитесь на различного рода провокации, отвечайте спокойно, уверенно и всегда в оптимистичном ключе. Например: «Да что вы, у меня был замечательный руководитель! А ушла я только потому, что окончила институт и решила работать по специальности».
Перед собеседованием обязательно продумайте свой карьерный план. Вы должны четко знать, чего хотите добиться, на что рассчитываете, к чему стремитесь. И даже если интервьюеру удастся втереться к вам в доверие и вызвать на откровенность, не повторяйте ставшую крылатой коронную фразу завхоза Бубенцова из кинофильма «Весна»: «Где бы ни работать, только бы не работать». Как-то молодой специалист в порыве искренности сказал позитивно настроенному к его персоне работодателю: «Да мне все равно, что делать, лишь бы платили побольше!» — и тем самым выдал свои истинные намерения.
Безусловно, сотрудник службы по подбору персонала ищет подходящую его учреждению кандидатуру и очень надеется, что каждый соискатель именно тот, кто нужен. Но какой бы дружеской ни была ваша беседа, помните, что вы не приятели. И обратная ситуация: как бы агрессивно вас ни расспрашивали, интервьюер вам не враг, и не нужно окапываться и отстреливаться, и тем более не спешите бежать к спасительной двери. Не пытайтесь уйти от сложных для вас вопросов и не темните. От волнения вы можете что-то и забыть, а потому, если затрудняетесь с ответом, выдержите паузу, подумайте. Ничего в этом страшного нет, даже если умные мысли в голове родиться не торопятся…
Очень важно подготовиться к рассказу о себе. Проговорите несколько раз свою биографию: «В 2001 году я окончил экономический факультет вуза, затем поступил на работу в компанию N на должность…» и так далее. Четко и ясно опишите, что вы делали на предыдущем месте. Продумайте также, о чем вы хотели бы узнать у интервьюера, только задавайте свои вопросы в конце беседы, так как, вполне возможно, наниматель сам расскажет и о фирме, и о вашей должностной позиции, и о коллективе, и о зарплате. Не надейтесь на экспромт в процессе разговора. Лучший экспромт, как известно, хорошо отрепетированный. Не думайте, что собеседование — это экзамен, однако к нему все же стоит тщательно подготовиться, чтобы работодатели предоставили вам шанс проявить себя в новой должности.