Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Студенческое самоуправление или соуправление?
1. Соуправление
2. Самоуправление
3. Будь, что будет
Всего ответов: 13

Статистика


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: skhar  
Форум » Общие форумы » Обучение » Экономика
Экономика
skharДата: Вт, 06.05.2008, 00:48 | Сообщение # 1
Активист
Сообщений: 172
Литература:
http://www.aup.ru/books/m63/
http://www.aup.ru/books/m99/
http://kek.ksu.ru/eos/EconomTheory/index.html
http://rudiplom.ru/lekcii/economika/osnovy_ekonomicheskoi_teorii/
http://www.nuru.ru/ek/general.htm
http://netsait.info/index.p....emid=37
http://www.uchenik.ru/doc/econom/index.html

1. Предмет и метод экономической теории.
2. Потребности, блага, ресурсы.
3.
4. Экономические законы и категории. Экономическая политика и цели общества. Экономический кругооборот.
5. Основные этапы развития экономической теории.
6. Экономическая система и её основные элементы.
7.
8. Типы экономических систем.
9. Причины возникновения рынка, его определение и функции. Элементы рынка.
10. Классификация рынка.
11. Конкуренция: сущность и виды.
12. Спрос и факторы, влияющие на него. Формы спроса.
13. Предложения и факторы, влияющие на него. Эластичность предложения.
14. Эластичность спроса.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39 .
40
41.
42.
43.
44.
45.
46.

 
skharДата: Пт, 16.05.2008, 00:36 | Сообщение # 2
Активист
Сообщений: 172
1. Предмет и метод экономической теории

Quote
Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

- эта наука о богатстве;

- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Скорее ясно, чем не занимается эта наука:

- она не является экономикой домоводства;

- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;

- она не является технической наукой.

Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.

В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7).

4. Метод экономической теории

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

 
skharДата: Пт, 16.05.2008, 00:39 | Сообщение # 3
Активист
Сообщений: 172
2. Потребности, блага, ресурсы.

Quote
Блага, потребности, ресурсы. Внешние эффекты и общественные блага

Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. Решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах:
– потребности общества безграничны;
– ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Отмеченное противоречие разрешается путем выбора.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Потребности разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относится все остальное. К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называются экономическими благами.

Под экономическими ресурсами (факторами производства) понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ. Материальные ресурсы: земля – все естественные ресурсы; капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг, доставка их конечному потребителю. Людские ресурсы: труд – все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ; предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

В результате безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, обществу приходится решать, какие товары производить, а от каких в определенных условиях придется отказаться. Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов, с тем, чтобы достичь максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества. В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой фиксированную величину. Применение практически всех, в особенности первичных ресурсов (труда, земли, капитала), в какой-либо одной отрасли исключает возможность их применения в какой-либо другой.

 
skharДата: Пт, 16.05.2008, 00:42 | Сообщение # 4
Активист
Сообщений: 172
5. Основные этапы развития экономической теории.

Quote
Классическая политическая экономия – экономическое течение конца XVIII – начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства.

К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие:
– классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости;
– главный принцип – "laissez faire" ("предоставьте делам идти своим ходом"), т. е. полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае "невидимая рука" рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов;
– предметом изучения является в основном сфера производства;
– ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство;
– человек рассматривается только как "экономический человек", который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются;
– эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы.

Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы – к уменьшению численности рабочей силы;
– целью предпринимательской деятельности капиталиста является получение максимума прибыли;
– главным фактором увеличения богатства является накопление капитала;
– экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства;
– деньги – орудие, облегчающее процесс обмена товарами.

У истоков классической политической экономии стоят англ. У. Пети и франц. П. Буагильбер.

Развитие классической школы продолжил А. Смит. Последователи А. Смита: Д. Рикардо и Т. Мальтус, Ж.Б. Сей и Ф. Бастия.

Завершился процесс развития классической школы трудами Дж. С. Милля и К. Маркса.

В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства – это богатство нации; а величина последнего зависит:
– от доли населения, занятого производительным трудом;
– производительности труда.

Главный фактор увеличения уровня производительности труда – разделение труда, или специализация.

Принцип полного невмешательства государства в экономику страны – "laissez faire" – является условием богатства. Государственное регулирование необходимо при возникновении угрозы всеобщему благу.

Давид Рикардо (1772–1823) – экономист эпохи промышленной революции.

Основные положения методологии исследования Д. Рикардо:
– система политической экономии представлена как единство, подчиненное закону стоимости;
– признание объективных экономических законов, т. е. законов, не зависящих от воли человека;
– количественный подход к экономическим закономерностям (Д. Рикардо была сделана попытка найти количественное соотношение между такими категориями, как стоимость, заработная плата, прибыль, рента и т. д.);
– Д. Рикардо стремился выявить закономерности, исключая случайные явления, т. е. придерживался абстрактного метода.

Главную задачу политической экономии Д. Рикардо видел в определении законов, управляющих распределением продукта между классами.

Маржинализм (marginale – с фр. "дополнительный") – направление экономической теории конца XIX века.

Основные положения маржинализма следующие:
– использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;
– основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;
– исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;
– предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне;
– широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;
– гедонизм, то есть жизнь ради счастья.

Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).

Ф. Хайек – представитель неолиберального направления экономической мысли, поэтому он являлся сторонником рыночной экономики. Рынок, по его мнению, – спонтанный экономический порядок. Поэтому рынок должен быть неуправляемым со стороны государства для достижения определенных резуль­татов.

Монетаризм – экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития.

Теория монетаризма построена на количественной, теории денег и характеризуется следующими положениями:
- главный регулятор общественной жизни – денежная эмиссия;
- количество денег в обращении определяется автономно;
- скорость обращения денег жестко фиксирована;
- эмиссия денег стабильна;
- изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;
- исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;
- поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике с опозданием и это может привести к нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики.

Позитивный вклад монетаризма в экономическую теорию состоит в глубоком исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, денежных инструментов и денежной политики на развитие экономики. Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политики в качестве направления государственного регулирования.

 
skharДата: Пт, 16.05.2008, 00:44 | Сообщение # 5
Активист
Сообщений: 172
6. Экономическая система и её основные элементы.

Quote
1.Понятие экономической системы и ее элементов.
Понятие системы используется практически во всех науках. Наиболее общим определением системы является понимание ее как некоторой упорядоченной совокупности элементов, обладающей организованностью, и способностью выполнять ряд таких функций, которые не могут быть выполнены ни одним из отдельных элементов. Для характеристики системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Структура системы - это взаимосвязи между ее элементами.
Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Она состоит из малых экономических систем различных уровней (подсистем)-домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.
Основными элементами экономической системы являются:

* Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности).
* Организационные формы хозяйственной деятельности.
* Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями.
* Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности.
* Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

2.Типы экономических систем.
Существуют многочисленные критерии, по которым можно классифицировать экономические системы. Одним из них является, например степень открытости >>. Этот критерий применим для характеристики как экономических систем в целом, так и всех ее подсистем.

Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Открытой является также фирма, участвующая в кооперации труда, осуществляющая научно-техническое, торговое или иное сотрудничество с другими фирмами и организациями. Открытой является отрасль, если нет препятствий для входа в нее новых предпринимателей. Если же система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она недоступна для новых фирм, то она является закрытой системой. Можно сказать, что закрытой по отношению к мировому хозяйству была мировая социалистическая система хозяйства, ибо сотрудничество в ней замыкалось рамками самой системы. Замкнутыми бывают отдельные производства, что особенно характерно для предприятий военно-промышленного комплекса, сферы освоения космического пространства. Отчасти закрытыми являются предприятия, занимающиеся разработкой технических и научных новшеств.
Наиболее распространенным критерием деления экономических систем на типы на макроуровне являются формы регулирования экономической жизни. В соответствии с ними принято выделять две рыночные >> и две нерыночные >> системы.

* Рыночные системы: экономика свободной конкуренции или, как ее нередко называют, чистый капитализм. >>
Отличительные черты >>
1. частная собственность на все виды инвестиционных ресурсов;
2. рыночный механизм действует на основе свободной конкуренции, т.е. конкуренция ничем не ограничена;
3. существует множество самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого вида товара и услуги (вход и выход в систему ничем не ограничивается), каждый из которых руководствуется только своими целями и интересами. Результат их деятельности зависит от объема предлагаемых на рынке производственных ресурсов, численности и состава трудовых ресурсов и, естественно, от величины спроса на производимую продукцию;
4. цена складывается на основе спроса и предложения;
5. низкая социальная защищенность.

Экономика свободной конкуренции сформировалась в середине XVIII в. и просуществовала до конца XIX - начала XX столетия. Кроме вышесказанного, для нее характерным было рассеяние экономической власти, когда никто из субъектов рынка не мог ущемить интересы друг друга: только ограниченность ресурсов и конкуренция производителей и потребителей выступали теми реальными факторами, с которыми приходилось считаться субъектам рыночных отношений.
Государство в этой системе не вмешивалось в экономическую жизнь. Его задача сводилась к тому, чтобы гарантировать право частной собственности, соблюдать строгий правовой порядок в обществе. Подобную ситуацию на рынке А.Смит характеризовал как Laissez faire, что в буквальном смысле означает "пусть идет, как идет" или "пусть идет своим чередом".
Строго говоря, в чистом виде такая система никогда не существовала, поскольку в период становления капитализма длительное время ощущалось давление пережитков предшествовавшей феодальной системы хозяйства. Речь идет о цеховых ограничениях, гнете ростовщического капитала, отсутствии инфраструктуры рынка, сословных пережитках и т.д., что не позволяло сделать рыночную конкуренцию действительно свободной. Тем не менее можно говорить о том, что в течении нескольких десятилетий второй половины XIX в. экономика многих стран была приближена к такой системе (особенно экономика Англии). В дальнейшем на рынке начали сталкиваться две силы - экономическая мощь государства и система индивидуального предпринимательства, стремящаяся к экономической независимости. Тенденции к объединению все ощутимее начали проявляться и среди ранее свободных индивидуальных собственников, что в конечном счете привело к появлению и господству монополии.
В настоящее время классического капитализма или системы чистого рынка свободной конкуренции уже нет ни в одной стране.

* современная рыночная экономика, называемая также "современным капитализмом" >>.
1. Основные черты: возникновение и развитие государственной собственности;
2. активное вмешательство государства в экономическую деятельность;
3. создание достаточно сильной системы социальной защищенности, в т.ч. государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения.

В большинстве стран современного мира переплетаются элементы обоих вышеназванных типов экономических систем хозяйствования, что позволяет определить в качестве еще одного самостоятельного типа смешанную экономику.
К смешанной относится экономика, в условиях которой существуют предприятия и структуры, относящиеся к разным типам и видам собственности и использующие разнообразные формы хозяйствования. Такая экономика была и в нашей стране в 20-е гг., в период НЭПа, когда в народном хозяйстве функционировали пять общественно-экономических укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм, или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм, как и социалистический уклад, олицетворял командную экономику, только один из них - частную, а другой - общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной; наконец, патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Связующим звеном в этой сложной и весьма противоречивой системе хозяйства выступал рыночный механизм.
Смешанной экономикой являются национальные хозяйства современных цивилизованных стран. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах существуют государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, индивидуальные частные фирмы. Эти сферы экономики находятся под влиянием рыночного регулирования и под государственным воздействием. В то же время существует множество национальных моделей смешанной экономики.

* Нерыночные системы: традиционная экономическая система >>.
Отличительными чертами являются>>
1. низкий уровень производительности труда;
2. ярко выраженные многоукладность экономики (сочетание предприятий, относящихся к разным экономическим эпохам);
3. переплетение экономики с традициями (примером может являться Индия, где традиционное кастовое деление общества мешает развитию экономики);
4. Высокая роль иностранного капитала.

Этот тип экономики присущ многим отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются здесь на обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы предопределяют устои экономической жизни и социальной деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. С учетом этого разные общества используют различные институты для решения проблемы редкости ресурсов и максимизации достигаемых результатов. То, что выгодно для одной страны, становится непригодным для другой.
Распространение редких ресурсов весьма неравномерно на территории нашей планеты. Так, страны Ближнего Востока богаты нефтью, что позволяет им аккумулировать огромные общие доходы, однако их распределение происходит неравномерно. Формируется бедность одной части населения и богатство другой. В результате общество, богатое естественными ресурсами, испытывает недостаток в капиталах, трудовых ресурсах. Населения трудоспособного возраста может быть в избытке, но, как правило, в силу нищеты и бесправия оно безграмотно, стоит в стороне от мировой культуры и не в состоянии распоряжаться естественными и созданными людьми экономическими ресурсами.
Проблема усугубляется тем, что во многих этих стран весьма распространены коррупция и взяточничество, произвольно формируется налоговая система, являющаяся льготной для богатых слоев населения, но разорительной для бедных. Политические решения обычно принимаются в угоду "сильным" слоям населения, а не в интересах нации в целом. Эти особенности десятилетиями и столетиями довлеют над социально-экономическими преобразованиями многих стран, препятствуя продвижению к цивилизованным экономическим системам.

* административно-командная ("планово-централизованная") экономическая система >>.
1. Основные черты: полное господство государственной формы собственности;
2. наличие единой централизованной системы планирования; бюрократизм.

Типичным примером командной экономики являлась социалистическая (коммунистическая) система хозяйства бывшего Советского Союза. Она продолжает сохраняться в ряде стран и сегодня. При командной экономике объем производства, его структура, размеры потребления и уровень цен устанавливаются централизованно, посредством государственого планирования.
Общегосударственное планирование возможно, благодаря господству общественной собственности на средства производства и создаваемые блага и услуги. Планы составляются для национальной экономики в целом, для региональных структур и отдельно взятых предприятий. Процесс составления планов включает два встречных движения: снизу вверх и сверху вниз. Первоначально планы разрабатываются первичными звеньями экономики, причем за основу берутся достижения и механизм функционирования производства прошлых лет. Эти планы передаются вышестоящим структурам, где они взаимоувязываются и в виде единого плана министерств или ведомств адресуются государственным плановым органам, где проходят корректировку и взаимоувязку и утверждаются как единый общегосударственный план социально-экономического развития, обязательный для выполнения всеми структурными звеньями экономики. Процесс составления плана и его реализация предполагают использование некоторых инструментов рыночного механизма (цены, деньги). Однако важным здесь считается то, чтобы рыночный механизм не выступал регулятором установления народнохозяйственных пропорций и определения уровня цен.
Плановая (командная) экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные ресурсы по сферам экономики и регионам страны, но не в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один государственный орган управления не может четко определить запросы в ресурсах каждого производства. С учетом этого формируются общественные запросы к централизации экономической деятельности или к свободе рыночных отношений.
Хотя чрезмерная централизация считается свойством социалистической системы хозяйства, тем не менее и многие развитые, и развивающиеся страны в определенные периоды также прибегают к жестокому государственному регулированию экономики. Это наблюдалось, например, в период Великой депрессии 1929-1933 гг., когда производство находилось в глубоком экономическом кризисе, а также в 40-е и 70-е гг. XX в. В настоящее время механизм планового регулирования в тех или иных масштабах используется практически во всех странах.

3.Модели экономических систем. Современный рынок экономики.
а) Американская модель >>

* Основные черты (характеристики): ориентация на достижение экономического успеха;
* всестороннее развитие и поддержка предпринимательства;
* высокий уровень производительности труда, научно-технического прогресса;
* не ставится, не рассматривается задача социального равенства;
* для необеспеченных и малообеспеченных модель предусматривает создание за счет льгот и пособий более или менее приемлемого уровня существования;
* предусматривает государственное вмешательство на макроуровне. Задача государства - обеспечение макроэкономического равновесия и поддержание стабильной рыночной конъюнктуры.

б) Шведская модель. >>

* Для Шведской модели характерны: ориентация на социальное равенство (сильная социальная политика);
* высокий уровень производительности труда.
Модель получила название "функциональной социализации". Здесь функция производства ложится на частные предприятия, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

в) Модель социального хозяйства ФРГ. >>

* Основные черты: акцент на развитие мелкого и среднего производства и на развитие фермерского хозяйства (в последующем - на крупное производство);
* курс на сильную социальную защищенность (но не на выравнивание социальных доходов);
* развитая система медицинского страхования;
* развитая система образования;
* развитая система пенсионного обеспечения.

г) Японская модель >>
Главная черта, характеризующая эту модель, заключается в значительном отставании роста заработной платы от роста производительности труда, что позволяет резко снизить себестоимость товаров и обеспечить высокую конкурентоспособность японских товаров на мировых рынках. Такая модель возможна только при высоком уровне национального самосознания, готовность населения к самопожертвованию, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека.

д) Южно-корейская модель >>

 
skharДата: Пт, 16.05.2008, 00:48 | Сообщение # 6
Активист
Сообщений: 172
8. Типы экономических систем.

Quote
Экономическая система — это способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов.

Выделяют следующие типы экономических систем:

1. Традиционная, основана на натуральном хозяйстве. В ней производство, обмен и распределение основаны на обычаях и традициях. Продукты производятся для собственного потребления, разделение труда осуществляется по полу и возрасту, низкий уровень производительной силы. Обмен осуществляется в натуральной форме. Имеется два фактора производства: земля и человек. Используются неэкономические методы принуждения. Удовлетворение потребностей на уровне выживания.
2. Плановая (командная), в основе лежит плановое хозяйство. Существует общественная собственность на средства производства. Для системы характерно централизованное планирование, строгая иерархия управления, оплата производится по труду, а не по результатам труда. Используются некоторые элемента рыночной экономики (деньги, цена, прибыль).
3. Экономика чистого капитализма. Для этой системы характерна частная собственность на ресурсы, использование системы рынка и цен в организации коммерческой деятельности, существует спрос и предложение.
4. Смешанная экономика характеризуется сочетанием элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.

Экономики в чистом виде не существует, все экономики смешанные.

 
skharДата: Сб, 17.05.2008, 21:45 | Сообщение # 7
Активист
Сообщений: 172
4. Экономические законы и категории.

Quote
Экономические законы и категории. Все явления и процессы, совершающиеся в окружающем нас мире подчиняются действию объективных природных законов, аналогично и все наблюдаемые экономические процессы и явления так же развиваются под действием объективных законов. Экономическими законами, принято называть наиболее существенными, устойчивыми регулярно повторяющимися объективные причинно-следственные связи и взаимосвязи в экономических процессах и явлениях.
Экономическими законами, принято называть наиболее существенными, устойчивыми регулярно повторяющимися объективные причинно-следственные связи и взаимосвязи в экономических процессах и явлениях.
Объединяет экономические и природные законы, их объективность, то есть независимость от воли и сознания людей. Различие же, состоит в том, что законы природы действуют без участия человека, тогда как законы экономики возникают в процессе производственной деятельности людей. Еще одно отличие законов заключается во временной ограниченности действия значительной части экономических законов. Исторически приходящий характер экономических законов, позволяет разделить их на две группы:

* специфические
* общие

Специфические — действующие в условиях определенного типа производства и выражающие существенные черты функционирования и развития. Общие экономические законы - действующие во все периоды экономического развития общества.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов, где неправильное использование одного закона, расстраивает всю систему и нарушается равновесие в обществе. В ходе изучения и теоретического осмысления действительности, различные стороны экономических отношений, фиксируются сознанием в виде экономической категории.
Экономические категории - это логические понятия, отражающие в обобщенном виде условия экономической жизни общества, например - товар, деньги, труд, заработная плата.
Категории не дают общего представления об экономической действительности, они выражают лишь отдельные формы бытия, характеризуют конкретные стороны развития системы экономических отношений.

Экономические категории историчны, так как выражают сущность в действительности, то есть отношения, абстракциями которых они являются. И экономические законы и экономические категории отражают одну и ту же объективную реальность производственных отношений людей. Но если в экономических категориях высвечивается лишь одна сторона экономических отношений, сущность одного явления, то экономические законы раскрывают взаимосвязь, нескольких или многих явлений одного порядка. В категориях фиксируется статическое состояние экономики, в законах динамическое. Логическое сочетание экономических законов и категорий образуют определенную структуру курса экономической теории.

4. Экономическая политика и цели общества.

4. Экономический кругооборот.

 
skharДата: Вс, 18.05.2008, 16:24 | Сообщение # 8
Активист
Сообщений: 172
9. Причины возникновения рынка, его определение и функции. Элементы рынка.

Quote
7. РЫНОК: ЕГО ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

Введение. Рыночная система прошла длительный процесс эволюции. Возникновение элементов рынка связано с появлением в рамках натурального хозяйства обмена, основанного на прибавочном продукте и общественном разделении труда. Простое и капиталистическое товарное производство экономисты определяют как этапы развития рынка. Развитое рыночное хозяйство характеризуется высоким уровнем технологии, смешанной формой собственности, экономической обоснованностью, свободой предпринимательства и вмешательством государства в экономику.

Рыночное хозяйство как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков и развитую инфраструктуру. Отдельные рынки связаны с обеспечением производства, а также материальным и денежным обращением. Инфраструктура включает ряд институтов, обеспечивающих бесперебойное и быстрое продвижение товаров и услуг. Современный рыночный механизм функционирует в условиях установления равновесия и стабильности посредством экономических средств государственного регулирования, связанных как с особенностями функционирования экономики на макроуровне (циклические колебания, экономический рост и др.), так и несовершенством рыночного механизма (дисконтная политика, эмиссия государственных обязательств и др.).

7.1 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Разделение труда. Разделение труда означает дифференциацию производителей, их закрепление относительно определенных видов деятельности. Разделение труда возникло очень давно. Еще в первобытном обществе одни члены общины занимались одним родом деятельности, другие — другим. Все зависело от возможностей человека и условий производства. Один человек любил ловить рыбу, другому нравилась охота, третий отличался прилежанием в земледелии, четвертый занимался определенным ремеслом и т.д. Можно поэтому с достоверностью сказать, что в основе появления разделения труда лежали естественные и экономические факторы. Естественные факторы породили, например, половозрастное разделение труда: мужчина больше приспособлен к охоте, а женщина к земледелию, детям, наоборот, посильно было пасти скот.

Естественное разделение труда подготовило условия для возникновения общественного разделения труда. Так появились пастушеские племена, затем отделилось ремесло от земледелия. В последующем определилось в самостоятельный род занятий ростовщичество. Общественное разделение труда по своему содержанию ассоциируется с экономическими факторами производства. Начинает давать о себе знать редкость ресурсов, их ограниченность.

Ограниченность экономических ресурсов — объективный закон, заставляющий людей вести производство на основе определенных норм расходования природных благ и правил ведения экономики. Ограниченность ресурсов заставила людей уже на заре развития человеческой истории понять, что в основе эффективного выполнения любых работ лежит разделение труда, а стремление к преодолению ограниченности ресурсов приводило к постоянному углублению общественного разделения труда. На этой основе развивалась специализация производства, обусловившая появление обособленности производителей друг от друга.

Обособленность производителей — это независимое от других ведение производства, это хозяйствование за свой счет и на свой страх и риск. Специализация и обособление производителей породили в экономике дилемму: с одной стороны, экономика могла функционировать как единое, взаимосвязанное целое, а с другой — она как бы разрывалась, разъединялись на части. В известном смысле этот разрыв, данное обособление производств возвращались к своему изначальному производственному единству посредством развития обобществления производства. Но дифференциация производителей шла быстрее и многообразнее обобществления, что обусловило появление особой формы налаживания экономической связи между обособленными звеньями специализированного производства — обмена.

Обмен. Обмен — это форма экономических связей между производителями. Первоначально он происходил в натуральной форме. В стремлении преодолеть ограниченность ресурсов и расширить производственные возможности люди специализировали производство, усиливая тем самым свою зависимость от других производителей, ибо удовлетворить свои расширяющиеся потребности они могли только потребляя блага, производимые другими производителями. Обмен послужил средством сведения разнообразных производств в единое целое. Можно даже сказать, что обмен создал экономику как единство народнохозяйственных структур и звеньев. Если бы не появился обмен, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения своих запросов. Многие из них выполнялись бы неэффективно, с высокими издержками, при низком качестве труда. По мере того, как обмен начинал носить систематический характер и с учетом появления денег в качестве всеобщего эквивалента формировалось рыночное хозяйство. Продукты обмена приобретали форму товарных ценностей, а вечное опосредование человеческих отношений становилось объективным свойством рыночной экономики.

Рынок в этом смысле можно рассматривать как форму товарных экономических отношений. Обмен продуктами труда, вещами через посредство денег становится правилом экономической жизни общества. Эта форма отношений в мире стала универсальной, всеми признанной, ибо она оказалась наиболее эффективной. Рынок и рыночная форма связей отнюдь не явились результатом чьей-либо мудрости, плодом творения отдельной личности или государства. Данная форма экономического сотрудничества возникла объективно, благодаря развитию разделения труда и обмену продуктами труда. Благодаря этой форме связей самые различные, казалось бы несовместимые продукты и роды деятельности оказались сопоставимыми, сводимыми в единый организм, имя которому — экономика.

Рыночная экономика не требует осознания общественных целей, субъекты рынка о них не думают, они ставят свои эгоистические цели и пытаются с помощью рынка их реализовать. “Невидимая рука” рынка сводит эти эгоистические цели воедино, взаимоувязывает их, направляет к единой цели, отсекая все ненужное, побуждая к развитию прогрессивное. Иногда подобная увязка интересов завершается мирно. В иных случаях превращается в “войну всех против всех”, но всегда конечный результат налицо — максимизация потребительских благ при минимуме расходования ресурсов.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что рынок представляет собою определенную форму организации хозяйственной жизни общества, это совокупное единство товарного обращения и денежного обращения. Через посредство этих важнейших своих составляющих элементов рынок оказывает воздействие на общественное производство и весь воспроизводственный процесс.

Субъекты и объекты рынка. Рынок вырастает из обмена. Независимо оттого, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов или субъектов обмена — продавцов и покупателей. Их взаимодействие между собою создают спрос и предложение. Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка — производителей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с пониманием субъектов рынка, их поведением на нем.

Рынок как процесс взаимодействия продавцов и покупателей может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда существенных для него признаков.

Первым таковым признаком выступает свобода поведения на рынке продавцов и столь же свободные действия покупателей. Действия продавца (производителя) могут быть регламентированы ограниченностью ресурсов, но в таком случае у него должен быть свободным выбор рода деятельности. Все зависит от его умения найти “нишу” для приложения капитала и своих возможностей. Но производители не должны быть ограничены в своих действиях никакими юридическими актами. В свою очередь покупатели также не должны быть ограниченными в своем покупательском выборе товаров. Действия покупателей могут определяться только их предпочтениями и денежными возможностями.

Вторым признаком рынка является свободное колебание цен. На рынке не должно быть монополии. Достигается это за счет того, что там действует множество продавцов и множество покупателей. Это не позволяет им сговориться между собою и установить контроль над ценами. Если подобная ситуация все же появляется, государство должно предотвращать это посредством разработки и принятия системы антимонопольных мер.

Наконец, третьим признаком рынка является ориентация на потребителя. В обществе должны создаваться те товары и услуги, которые нужны потребителям и поступать они к ним должны через рынок, через куплю-продажу. Ряд изделий и благ могут изготовляться для собственного потребления, но они не могут выступать в качестве товаров.

Названные три признака в своей совокупности образуют парадигму рынка.

В нашем рассуждении в целях упрощения восприятия проблемы и субъекты рынка были представлены в двух лицах — продавца и покупателя. В действительности на рынке действует множество субъектов продавца и множество субъектов покупателя. И продавцы, и покупатели делятся прежде всего на физические и юридические лица.

Физическим лицом рыночных отношений является любой человек, что-либо продающий или покупающий на рынке. В качестве юридических лиц выступают предприятия и организации, покупающие или продающие товары, и наделенные специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в суде, арбитраже или третейском суде в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом выступает также государство. С учетом сказанного можно констатировать, что субъектами рынка выступают граждане, предприятия, организации, фирмы, корпорации, совместные предприятия, государство, вступающие между собою в те или иные рыночные отношения.

Кроме понятия субъектов рынка есть также понятие объектов — рыночных отношений. В качестве объектов рынка выступают прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок. Объектом рыночных отношений являются факторы производства — заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), а также производственные ресурсы — полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы и т.д.

7.2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА

Структура рынка. В современных условиях рынок представляет собою весьма сложный хозяйственный организм. Есть разные варианты определения структуры рынка. Так, в более ранние времена рынок ассоциировался со сферой товарообмена и было естественным дифференцировать его по объектам рыночных отношений. Выделялись рынки: средств производства, продовольственных товаров, сырьевой и т.д. Это было оправданным, ибо марксизм как господствующая идеология ряда стран отрицал рынок труда. В бывших социалистических странах практически не использовались ценные бумаги и т.д. Сейчас положение изменилось. Движение к рынку привело к формированию трех крупных звеньев рыночных отношений: 1) рынка труда, 2) товарного рынка, 3) рынка валюты и ценных бумаг. Такое деление вполне оправданно для характеристики структуры рынка.

Переход к системе рыночных отношений по-иному поставил проблему занятости и безработицы. Долгое время считалось, что советский общественно-политический строй создает неограниченные возможности для обеспечения занятости населения, и задача состояла лишь в том, чтобы создать действенный механизм вовлечения работников в общественное производство. Принцип всеобщей обязательности труда создавал социальный климат для повсеместного, нужного и ненужного, включения населения в общественное производство. Переход к рынку обнажил острую проблему труда и занятости населения, потребовавшую для ее разрешения немедленное формирование бирж труда, принятия решительных экономических и социальных мер по регулированию безработицы. Ряды безработных быстро растут за счет ранее существовавшей скрытой безработицы, уволенных с предприятий из-за структурной перестройки, развития кризисных процессов и т.д. Вследствие этого рынок труда складывается как система сложных общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются и переплетаются интересы государства, работников, предприятий и предпринимателей.

Существование рынка труда предполагает наличие биржи труда, сложной системы подготовки и переподготовки кадров. В зависимости от характера осуществления данного процесса различают два типа рынка труда: внешнего и внутреннего. Внешний — это обычный рынок профессий, он ориентирован на законченную профессиональную подготовку работников, дающую диплом или сертификат об образовании. Внутренний рынок труда ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для внутреннего рынка характерна курсовая система подготовки кадров, она более экономна и рациональна с точки зрения руководства фирмы. Эта система очень нужна в случае возникающей необходимости переобучения рабочих профессий.

Следующим структурным элементом рынка выступает рынок товаров. Реализация товарных ценностей осуществляется в двух основных формах: в форме оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля — это продажа товаров крупными партиями. Розничная торговля связана с продажей товаров населению. Каждая из названных форм торговли подразделяется на свои виды. Так, оптовая торговля может осуществляться через посредство бирж и ярмарок. Развитие торговли по образцам вызвало к жизни товарные биржи. В отличие от бирж на ярмарках ведется торговля сезонными товарами, высокотехнологической продукцией, образцами новейшей техники. Ярмарки применяются также для розничной торговли.

Розничная торговля имеет свои виды. Она производится через универсальные и специализированные магазины, посылочную торговлю, реализацию товаров посредством каталогов и заказов. У нас ныне розничная торговля осуществляется в трех основных формах: государственной, кооперативной и открытой рыночной. Кроме того, существует разветвленная сеть общественного питания.

Товарное обращение функционирует в единстве с денежным обращением. Развитие рынка средств производства требует расширения границ коммерческой деятельности предприятия, что прямо ставит вопрос о движении ссудного фонда, формирования относительно самостоятельного рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг предполагает движение облигаций и акций. Облигации представляют собою долговые обязательства, выдаваемые государством на определенных условиях при выпуске внутреннего займа. Продажа облигаций является средством мобилизации доходов трудящихся на нужды народного хозяйства.

Акции — это ценные бумаги, свидетельствующие о вложении определенной суммы денег в развитие предприятий, учреждений или организаций. Доход по акциям колеблется в зависимости от доходности производства. Курс акций находится в прямой зависимости от доходов предприятий и в обратной — от уровня банковского процента. В существующих ныне независимых государствах в достаточной мере отработан механизм продажи облигаций. Что же касается акций, то здесь сделаны первые шаги, хотя и весьма противоречивые из-за высокой инфляции. Развитие рынка ценных бумаг требует четкой работы фондовой биржи, осуществляющей движение названных ценных бумаг.

Инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка представляет собою систему специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.

Ядром рыночной инфраструктуры выступает банковская система. Она представляет собою мощную финансовую организацию, включающую ряд соподчиненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входит прежде всего государственный (национальный) банк, затем следуют коммерческие и ипотечные (осуществляют кредитование под залог недвижимости), инновационные и инвестиционные банки.

Центральный (национальный) банк страны осуществляет эмиссию (выпуск) денежных знаков, регулирует денежное обращение, ведет кредитование коммерческих банков, выполняет расчетные операции,

Коммерческие банки выполняют кредитование и расчетные операции. Необходимые для этих целей денежные знаки отчасти получают от Центрального банка, а отчасти — через посредство аккумулирования у себя временно свободных денежных средств, имеющихся у частных лиц, учреждений, организаций, иностранных вкладчиков.

В современных условиях банки все чаще выступают в роли инвесторов, вкладывая свои средства в ценные бумаги, преимущественно в облигации. Посредством этого они как бы кредитуют государство. Коммерческие банки предоставляют гражданам ссуды для приобретения товаров длительного пользования, строительства домов, дач и т.д. Коммерческие банки развивают трастовые (trust — доверие), или доверительные операции. В этой своей роли банки на доверительной основе, выполняя роль опекуна, распоряжаются имуществом физических и юридических лиц. Подобно Центральному, коммерческие банки выполняют множество кассово-расчетных операций для населения, предприятий и организации.

Наряду с банковской системой важным звеном рыночной инфраструктуры выступают биржи. Речь идет о товарных, фондовых биржах и бирже труда. Биржа — это организованный оптовый рынок с аукционной куплей-продажей товаров, ценных бумаг и валюты. Предысторию бирж образует торговля. Развитие торговли по образцам вызвало к жизни товарные биржи. Первые биржи в мире появились еще в XV — XVI вв. Своей прародиной они имеют Италию, в частности, такие города, как Венеция, Генуя, Флоренция. Однако само слово “биржа” произошло из Нидерландов. Именно там, в г. Брюгге, очень известной в мире была вексельная торговля. На площади города, возле дома знатного менялы и маклера Ван дер Бурсе, где по соседству была гостиница и склады для товаров, собирались купцы из разных стран, но особой популярностью это место пользовалось у итальянцев. Герб на доме этого менялы был представлен в виде трех кошельков, а название кошелька на позднелатинском изречении — bursa. Место возле дома менялы по названию кошелька стало называться биржа. В последующем биржи быстро распространились в Голландии, Англии, Португалии, Испании. В Америке появились знаменитые Чикагская и Нью-йоркская биржи.

В России первая официальная биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1703 г., но до начала XIX в. она не была оживленной. К 1914 г. в России действовало 115 бирж, но в связи с первой мировой войной многие биржи были закрыты, хотя “черные” биржи функционировали вплоть до октябрьской революции. Декретом СНК от 23 декабря 1917 г. биржи и всякие сделки с ценными бумагами были запрещены. В последующем в СССР биржи существовали в период 1921—1930 гг. Становление рыночных отношений в странах СНГ привело к возрождению бирж.

Различают товарные, фондовые и валютные биржи. Товарные биржи могут быть специализированными (торгуют одним-двумя товарами) и универсальными (продаются разнообразные товары). Все зависит от сложившихся в стране традиций. Кроме этого, биржи подразделяются на национальные и международные.

На фондовой бирже осуществляются операции с ценными бумагами. Сейчас в мире функционирует свыше 200 фондовых бирж, которые размещены в более чем 60 странах. Что касается валютных бирж, они не получили достаточного распространения. Имеющиеся валютные биржи размещены в Германии и Франции. В большинстве государств валютные операции осуществляются на межбанковском валютном рынке.

Функции рынка. Функции рынка многообразны. Рассмотрим важнейшие из них. К числу подобных следует отнести функцию регулирования общественного производства. Дело в том, что фирмы, корпорации могут определять ситуацию на рынке лишь посредством экспертных оценок. Фирма может проанализировать конъюнктуру рынка и на этой основе сделать прогноз своих действий. Но окончательная ситуация выяснится после поступления товаров на рынок. Устанавливаемое здесь соотношение спроса и предложения предопределит, какие товары и в каком объеме нужны потребителю, тем самым скорректируется производство относительно нужд и запросов покупателей материальных благ и услуг.

Весьма важна для экономики ценообразующая функция рынка. Цена говорит и производителю, и потребителю об очень многом. Они получают информацию об объеме и тенденциях развития спроса, об издержках и уровне рентабельности, о доходах населения и так далее и тому подобное. Только рынок дает окончательный ответ на вопрос об уровне цен на реализуемые товары и услуги.

С ценообразующей тесно связана информационная функция рынка. Она чрезвычайно важна и для продавца, и для покупателя. Эту информацию получают непосредственные субъекты рыночных отношений, позволяющие принимать тактические и стратегические действия на рынке товаров и услуг. Но информационная функция еще более важна потенциальным участникам рыночных отношений. Она выполняется товарными и фондовыми биржами, снабжая читателей оперативными сведениями об уровне цен, числе состоявшихся продаж и т.д.

Следующей функцией рынка можно назвать конкуренцию, а точнее — конкурентообразующую. Конкуренция — очень важный двигатель научного и технического прогресса, соперничества между производителями и предпринимателями. Важна здесь не фиксирующая сторона дела (она также имеет значение), а то, что рынок посредством своего механизма и выполняемых функций формирует конкурентную среду. Самым мощным оружием конкуренции выступают издержки и цены, а рынок в этом аспекте дает очень четкую и всеобъемлющую информацию. В этом плане вполне оправдан тезис о том, что рынок и конкуренция в известном смысле — синонимы, так как одно без другого не существует. Конкуренция принуждает производителей к деловой активности, поиску новых возможностей экономического роста. Но конкуренция обладает и разрушительной силой.

С учетом этого целесообразно выделить санирующую функцию рынка. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет. Не выдерживающие конкуренцию производства сходят со сцены. Конечно, их можно преобразовать, модернизировать, сохранив при этом прежние названия, но на рынке будут выступать не прежние, а новые производители и продавцы. Посредством санирования рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизненных субъектов, но побуждает к развитию молодую, полную жизни производственную поросль.

 
skharДата: Вс, 18.05.2008, 16:29 | Сообщение # 9
Активист
Сообщений: 172
10. Классификация рынка.

Quote
Классификация рынков.

Рынок имеет свою структуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно назвать следующие признаки структуры рынка:
• тесные связи между ее элементами;
• определенная устойчивость этих связей;
• целостность, совокупность данных элементов.

Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:
1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)
• Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности влиять на уровень цен.
• Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).
• Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы на этом рынке.
• Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.
2. Пространственный признак
• Местный рынок
• Региональный рынок
• Национальный рынок.
• Рынок покупателей;
• Рынок продавцов;
• Рынок государственных учреждений;
• Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных отношений)
• Рынок товаров и услуг
• Рынок труда
• Финансовый рынок
• Информационный рынок
• Рынок недвижимости
• Валютный рынок

Помимо этого рынок делится:
По характеру продаж:
• Оптовый
• Розничный
• Фьючерсный

По степени регулируемости:
• Регулируемый
• Не регулируемый

По уровню насыщения:
• Равновесный
• Избыточный
• Дефицитный

По соответствию законодательным нормам:
• Легальный
• «Черный»

По товарным группам:
• Рынок товаров производственного назначения;
• Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
• Рынок сырья и материалов и т.д.

По степени зрелости:
• Неразвитый рынок;
• Развитый рынок;
• Формирующийся рынок.

По характеру ассортимента товаров:
• Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
• Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
• Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
• Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку:
• Рынок автомобилей;
• Рынок нефти;
• Рынок компьютерной техники и т.д.

Выделяют также следующие виды рынков:
• Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
• Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
• Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
• Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
• Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.
Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов:
1. С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.
2. С учетом демографических факторов можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
3. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка:
• приобретение товаров носит случайный характер;
• поиск выгод при покупке товаров;
• статус постоянного клиента;
• эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.
4. Потребителей также можно разделить на группы:
• по социальному составу (с различной степенью достатка),
• стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),
• личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

 
skharДата: Вс, 18.05.2008, 16:48 | Сообщение # 10
Активист
Сообщений: 172
11. Конкуренция: сущность и виды.

Quote
Конкуренция (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка.
Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Основными параметрами состояния рынка, от которых зависят разные виды конкуренции (и монополии), являются:

1. количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2. свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
3. дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по качеству, фабричной марке, цвету и др.);
4. участие фирм в контроле за рыночной ценой.

Классификация рыночного соперничества в мировой экономической литературе.

В зависимости от состояния рынка выделяют главные виды конкуренции:
# Свободная ("совершенная") конкуренция;
# Соперничество между монополиями ("несовершенная" конкуренция);
# Регулируемая конкуренция.

# С учетом методов состязательности различают формы конкуренции:Ценовая конкуренция;
# Неценовая конкуренция.

Свободная конкуренция означает:

1. на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;
2. никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.
3. продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы);
4. фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Правила конкурентного поведения

В каждом виде рынка конкуренция часто выливается в "войну всех против всех". Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт обнаруживается среди продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество меду ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос.
Другой развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной.
Главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Сражение выигрывает та армия, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.
Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:

1. на изменение цен покупателей и продавцов;
2. на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ;
3. на отклонение рыночной цены от точки равновесия.

Установление равновесной цены

Установление рановесной цены

Такое регулирование идет по двум основным направлениям.
# Первое направление выражает объективную логику развития событий. Рыночная цена устанавливается на уровне, значительно превышающем точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводства благ (на рисунке - зона С2-Р-П2). В таких условиях устанавливается конкуренция среди продавцов. Сначала какая-то их часть, а затем и все снижают цену, которая начинает движение к точке равновесия. После массового снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.
# Второе направление: события развиваются в противоположную сторону. Рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке - зона П1-Р-С1). В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей. Отдельные лица, а потом и все повышают цену и она движется по направлению к равновесной цене.

Рост цен способствует появлению товаров на прилавках, а производители становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. В итоге зона товарного дефицита перестает существовать.
Закон конкуренции оказывается законом более сильного воздействия на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила конкурентной "игры".
# Первое правило: фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования, при нарушении которого фирма, установившая, скажем, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большой величины прибыли, неизбежно сталкивается с затовариванием своих продуктов, не находящих сбыта. Тогда фирма вынуждена через какой-то промежуток времени снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по ценам, наиболее приемлемым для покупателей. Так конкуренция дает наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.
# Второе правило: чтобы "обхитрить" равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей для всех равновесной цене, но при этом старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене.
Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу.
Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации: Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
# Третье правило: если обнаруживается, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены из-за больших затрат на единицу продукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится модернизация (обновление) техники и технологии, реконструкция производства (его перестройка по-новому). Если для этих преобразований нет необходимых средств, то придется закрывать предприятие.
# Четвертое правило: при обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, "бросовым") ценам.

Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Она выполняет троякую роль.

1. благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения;
2. конкуренция прокладывает дорогу всему новому, передовому;
3. разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства.

Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие хозяйственный крах.

 
skharДата: Вс, 18.05.2008, 16:51 | Сообщение # 11
Активист
Сообщений: 172
12. Спрос и факторы, влияющие на него. Формы спроса.

Quote
6. Индивидуальный и рыночный спрос: факторы, влияющие на индивидуальный рыночный спрос

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.

Геометрическая форма кривой (отрицательный наклон) отражает обратную зависимость объема спроса (Q) и цены (P), а также снижающейся предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого товара, что объясняет падение его цены (рис.6.1).

На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности.


Рис. 6.1. Кривая спроса

Движение по кривой спроса (D) показывает, как изменение цены (P) влияет на изменение объема спроса (Q). При этом положение кривой спроса D остается прежним, т.е. спрос на товар не изменился.

Механизм функционирования рынка обязывает анализировать ситуации, в которых действует множество потребителей и производителей.

Понятие спроса на определенный товар отражает поведение массового потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.

Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов (рис. 6.2).


Рис. 6.2. Индивидуальный (а) и рыночный спрос (б)

Она может быть построена из кривых индивидуального спроса (по горизонтали) на данный продукт путем сложения его количеств (Qd1+ Qd2+ Qd3), на которые каждый покупатель предъявляет спрос при каждой возможной цене на единицу продукта. Как и кривая индивидуального спроса, кроме рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон.

 
skharДата: Вс, 18.05.2008, 16:52 | Сообщение # 12
Активист
Сообщений: 172
13. Предложения и факторы, влияющие на него. Эластичность предложения.

http://www.aup.ru/books/m99/1_8.htm

 
skharДата: Вс, 18.05.2008, 16:53 | Сообщение # 13
Активист
Сообщений: 172
14. Эластичность спроса.

http://www.aup.ru/books/m99/1_7.htm

 
Форум » Общие форумы » Обучение » Экономика
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: